Rectangle 33
Вход в Major Access Point

Что это?
Восстановление данных
для входа в MAP

Отмена
Индивидуальный запрос

С заданными параметрами расчет выполнить не удалось. Оставьте заявку на индивидуальный расчет, мы ответим в течение часа.

15 Января 2019
181
Теги:
ВЭД

ВЭД в РФ: правила, возможности, опасности


Оглавление

Основные сложности ВЭД

В этой статье мы собрали самые животрепещущие проблемы, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности, постарались в них разобраться и найти максимально эффективные решения. Отвечает на вопросы Ростислав Григорьев, менеджер московского авиационного узла.

В чем заключаются основные сложности рынка импорта в России?

Если кратко – импорт, как и экспорт, требует глубокого знания российского таможенного законодательства. А с учетом непрерывного обновления кодекса, ввода в производство новых статей и изменение уже действующих, еще и постоянного обновления этих знаний, за чем не каждому участнику ВЭД удается угнаться. Также свой вклад в усложнение процесса импорта часто вносит неверное планирование сроков и стоимости ввоза.

Импорт является важнейшей частью экономики любой страны, а для многих - еще и одним из основных источников пополнения бюджета. Российская Федерация – не исключение. В текущей ситуации государство разумно ограничивает свободный импорт и ужесточает таможенный контроль за ввозимыми товарами, предельно внимательно отсеивая некачественную продукцию. Особенно остро в последние годы на себе ощутили усиление контроля компании, товары которых попадают под технические регламенты, требующие проведение лабораторных испытаний и наличия разрешительных документов на ввоз.

Несмотря на подобные трудности, рынок розничной и оптовой торговли ввезенными товарами является одним из самых благоприятных сфер для начала нового или расширения старого бизнеса. Но важно понимать, что помимо подписания контрактов на реализацию на территории РФ, необходимо грамотно просчитать логистику доставки и проведение очистки продукции.

Ошибки и последствия для участников ВЭД

Каковы главные ошибки участников ВЭД и каковы их последствия?

Исходя из моего опыта, наиболее распространенными являются следующие:

  • ошибки в предварительном определении кода ТНВЭД;
  • неверная калькуляция таможенных платежей;
  • неточный просчет стоимости и сроков доставки;
  • неверная подготовка документов для передачи в таможенные органы.

Все вышеперечисленное сказывается на увеличении сроков выпуска, хранения груза на СВХ и, соответственно, конечной закупочной стоимости продукции.
Как итог, первые контракты могут не только не принести желаемых дивидендов, но и поставить крест на дальнейшей судьбе новорожденной компании.

Сложно ли сейчас ввести груз на территорию РФ?

Зависит от выбранного способа. Для ввоза товаров на территорию Евразийского экономического сообщества, в которое входит Россия, требуется не только желание, но и определенный пакет документов. Прежде чем приступать к их сбору и подготовке, необходимо определиться - идти по простому пути подачи декларации через брокера или делать все своими силами и от своего имени. Второе – гораздо сложнее и трудозатратнее. В большинстве случаев разумнее и объективно дешевле использовать именно брокера, даже при большом потоке деклараций. Хотя здесь важно понимать, что его наличие не исключает необходимости самому разобраться в ряде вопросов.

Все о контракте

Всегда ли необходим контракт при импорте?

Нет, не всегда. Если поставка является пробной, это небольшая партия и нет уверенности насчет долгосрочного сотрудничества с поставщиком, то вы вправе ввезти товар только по инвойсу, добавив в него основные положения поставки.

Как найти контракт?

Есть несколько способов: скачать с общих ресурсов мировой сети, подготовить с помощью юриста, получить у брокера. Но вне зависимости от способа его получения, мы строго не рекомендуем его слепое подписание. Отношение к нему как к формальности может стать фатальной ошибкой. С одной стороны, он поможет сократить или избежать потерей при работе с недобросовестным поставщиком, т.к. если дело дойдет до суда, именно согласно ему будет устанавливаться вина или невиновность каждой из сторон. И с другой, контракт позволит сильно облегчить ваши работу как менеджера ВЭД.

Главные пункты контракта

На какие пункты контракта нужно обратить внимание?

Желательно, конечно, проработать каждый, но давайте сделаем несколько акцентов.

  1. Контракт должен быть двуязычным, одним из языков в котором является русский, либо только на русском. Конечно, вы можете подписать его и на иностранном, в особенности, если поставщик готов подписывать исключительно свою версию договора, но таможенные органы принимают документы только на русском языке, поэтому вам заранее нужно подумать о подготовке перевода.
  2. Выведите «предмет договора», «стоимость груза», «условия и сроки поставки» и прочие параметры, которые потенциально могут меняться, за пределы основного договора. Лучше всего прописать это в спецификации/заказе/инвойсе и сделать такой документ приложением. В этом случае вам не придется подписывать новый договор на новую товарную позицию.
  3. В основном договоре необходимо оставить константы: ответственность сторон, порядок взаиморасчетов, штрафы за задержку поставки товара, реквизиты сторон и прочее. Пропишите обязательное согласование сопроводительных документов перед отгрузкой каждой из партий товара и состав этих документов.
  4. По возможности добавьте арбитражную оговорку, согласно которой все споры подлежат разрешению в арбитражных судах Российской Федерации. Например, в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ в Москве.
  5. Обязательно пропишите гарантии и условия возврата товара. Даже при фактическом наличии гарантии, но отсутствии данного пункта в договоре, вы не сможете вернуть товар поставщику на ремонт либо эквивалентную замену. Если же с вами это уже случилось, поможет дополнительное соглашение числом не позже даты поставки изначального товара.

ВБК или паспорт сделки?

Ведомость Банковского Контроля (ВБК) или паспорт сделки?

В прошлом паспорт сделки, сейчас ВБК. С начала 2018 года вступила в силу инструкция ЦБ РФ, которая призвана облегчить работу с банками и органами валютного контроля. Одним из самых существенных изменений стала отмена паспорта сделки и перевод его в формат регистрации внешнеторгового договора. Приятными изменениями стали и сроки оказания услуги. Если ранее открытие ПС занимало от 3 до 5 дней, то сейчас получение ВБД не должно превышать 1 день.

Договор необходимо регистрировать, если общая сумма движения ДС по всем поставкам за весь период действия договора превышает 3 млн рублей для импорта и 6 млн рублей для экспорта.

Все об инвойсе

Может ли инвойс выступать в качестве контракта?

Да, может. Инвойс – документ, на основании которого совершается денежный перевод. Фактически является детализированным международным счетом, который либо дублирует данные в контракте, либо является его дополнением. В случае, если предстоит разовая отправка и не планируется заключение полноценного контракта, инвойс должен нести в себе всю необходимую информацию и иметь основные общие пункты соглашения.

Основные пункты инвойса

  1. Отправитель, Получатель. За редким исключением должен содержать реального отправителя, которому были перечислены денежные средства и реального получателя, этот платеж совершившего.
  2. Дата и номер инвойса; дата и номер контракта (если применимо, конечно). Во избежание лишних вопросов при совершении оплаты указывайте в платежном поручение номер контракта, а также номер и дату инвойса.
  3. Наименование товара. Не обязательно заставлять поставщика дублировать его на русском, можно подготовить перевод и использовать его в качестве инвойсов на замену еще на стадии подготовки груза либо по договоренности с агентом.
  4. Стоимость товара, валюта, количество. Стоимость обязательно должна быть разбита попозиционно и за единицу. Если товар является комплектом, то как стоимость единицы допустимо указать стоимость всего комплекта.
  5. Условия поставки (условия Инкотермс). В зависимости от них варьируется пакет документов, необходимый для предоставления в таможенные органы для очистки груза, поэтому они должны отражать реальность. Обязательно проверяйте за поставщиком корректность их указания в инвойсе и сопроводительных документах.
  6. Условия оплаты. В зависимости от указанных условий будет зависеть предоставление и непредоставление платежных поручений за товар при очистке груза.
    • Предоплата 100% - предоставляется платежное поручение (ПП) на всю стоимость по инвойсу.
    • Предоплата 30%, а 70% в течение 30 дней с момента отгрузки – ПП на 30% от стоимости по инвойсу.
    • Постоплата 100% в течение 60 дней с момента отгрузки – ПП не предоставляется

  7. Сроки поставки. Обязательно отобразите, в какие сроки после оплаты инвойса товар должен быть вывезен. Помимо прочего, это будет необходимо для совершения банковского перевода.
  8. Данные отправителя. Банковские данные отправителя, а также подпись и печать ответственно за составление лица (если применимо). Допустимо добавить приписку «invoice requires no signature».

Еще бы хотел добавить пару моментов.

Во-первых, если контракт не составлялся, то можно добавить его основные условия, включая ответственность сторон и гарантийные обязательства.

Во-вторых, инвойс может противоречить контракту, если в контракте есть разъяснения приоритетности. Любые скидки, предоставляемые поставщиком относительно обычной поставки, должны быть обоснованы и отражены в инвойсе. Обоснованием может служить разъяснительное письмо от поставщика.

В-третьих, упаковочный лист лучше подготавливать отдельным документом и не добавлять данные по весу нетто/брутто в инвойс.

Авианакладные

Нужно ли контролировать заполнение авианакладных, особенно, если поставщик сам занимается доставкой до аэропорта, например, на CIP?

Безусловно нужно! Отсутствие контроля за подготовкой авианакладной агентом, ответственным за фрахт, будет достаточно серьезной ошибкой. Даже если за это ответственен поставщик, поскольку груз принимать вам. Важно передать инструкции в таком виде, в которым вы бы хотели видеть конечный документ. Характер AWB будет зависеть от нескольких факторов.

Итак, MAWB – это мастер накладная (обязательная). Является документом авиакомпании. Содержит данные об отправителе/получателе и данные по грузу. При отсутствии HAWB – фактический отправитель/получатель по инвойсу; при наличии HAWB – (не всегда, но в большинстве случаев) данные агентов, занимающихся отправкой/получение груза.

  • Редактирование допустимо только через сотрудников авиалинии, посредством направления телекса.  Телекс – инструкция по изменению данных в MAWB, направленная в филиал авиакомпании в а/п прилета, а также на терминал прибытия груза.
  • Авиакомпания и СВХ получают и выдают груз именно на основании данных в MAWB. В связи с этим, если прилетные документы и груз планируете получать не вы, а брокер или транспортная компания, то нужно заранее подумать о наличии доверенностей.
  • Допустимо вписать агента, который будет получать груз, в MAWB, если есть HAWB, в которой отображен получатель по инвойсу. В этом случае доверенность не требуется.
  • При ошибке в юридическом адресе либо наименовании компании в MAWB невозможно получить прилетные документы и груз с СВХ.

HAWB - домашняя накладная. Является документом агента. Не принимается во внимание в течение перевозки, но играет ключевую роль при декларировании. В декларацию (графа 2, примечание редактора) вносится информация об отправителе из HAWB (если применимо), в ином случае - из MAWB.

Сведения о грузе

Можно ли следить за статусом груза, не обращаясь каждый раз к агенту?

Конечно. Достаточно знать восьмизначный номер накладной (пример 580-44551122). Можно следить за статусом прибытия или отправления груза на интернет-портале «track-trace.com/aircargo».

А можно ли добавлять в накладную общие сведения о грузе, которые я посчитаю важными?

Да, в графу Handling Information допустимо вписать необходимую информацию по обработке груза. Например, «do not freeze», «fragile cargo», «not stackable», «handle with care», «emergency number +7 […]» и т.д.

Описание, как оно должно быть представлено и что должно содержать?

Описание должно быть максимально полным, но емким и без содержания маркетинговой составляющей. Оно предоставляется в первую очередь для декларанта, позволяя ему корректно определить код ТНВЭД, а также для последующей передачи его в таможню с остальным пакетом документов.

Содержание описания будет зависеть от конкретного товара, но если обобщать, то должно быть указано следующее:

  • наименование товара, марка, модель;
  • комплектация товара;
  • назначение товара и его область применения;
  • технические характеристики;
  • состав/материал изготовления;
  • фотография (изображение) товара;
  • наименование изготовителя, страна производства.

 Описание не должно содержать:

  • выгоду от использования;
  • сравнение с альтернативными товарами и его преимущества перед ними;
  • стоимость конечной реализации.

Комплектация

Подробнее о составе комплектации:

Комплектацию необходимо указывать полностью, как она идет с завода-изготовителя. Весь состав комплектации оформляется под кодом основного товара, поэтому на нее не будут распространяться требования нетарифного регулирования (разрешительные документы) и в связи с этим нет объективных причин для ее утаивания. Всегда указывайте все, что действительно идет с грузом. Добавление одной строчки в описание на этапе его подготовки спасет вас от протокола, если при декларировании сработает риск и выпадет таможенный досмотр. Например, если вы ввозите мебель, но не указываете наличие шестигранника и шурупов для сборки – это протокол по статье 16.2 КОАП РФ.

Обязательно направляйте описание своему декларанту заблаговременно до начала перевозки. На территории ЕЭС действуют очень серьезные меры нетарифного регулирования, и большое количество товаров попадает под действие определённых технических регламентов и несет в себе требования по подготовке и предоставлению разрешительных документов на товар, сроки и требования по подготовке которых могут неприятно вас удивить. И если ранее таможенные органы относились к этому достаточно лояльно, принимая документы, оформленные даже самой серой лабораторией, то на сегодняшний день это практически исключено.

Что важно еще знать о декларировании?

Дальше уже все зависит от условий самой перевозки. При условиях Инкотермс EXW, FOB, FCA - договор с перевозчиком и счет за перевозку. При условии CIP – страховой полис, оформленный отправителем на 110% от стоимости товаров по инвойсу. Полис, оформленный вами, по вашему договору со страховой компанией, будет трактоваться как добровольное страхование и не будет считаться исполнением требованием по обязательному страхованию. Если стоимость товара ниже средней, то во избежание корректировки таможенной стоимости (КТС) лучше прикладывать экспортную декларацию как дополнительное подтверждение декларируемой стоимости, а также разрешительные документы (в зависимости от кода ТНВЭД). Если же вы планируете апеллировать к преференциям по стране происхождения, то потребуется оригинал сертификата происхождения товара. При первом оформлении в выбранном таможенном органе необходим комплект документов для регистрации участника ВЭД. Это устав (включая все дополнения и приложения), решение/протокол, указанный в правом верхнем углу Устава, свидетельства ИНН/ОГРН, учредительный договор (если применимо). Все документы должны быть в редактируемом формате. Что происходит с грузом после выпуска ДТ? Если авианакладная оформлена верно и все доверенности имеются в наличии, то после получения заветной ДТ с отметкой «Выпуск разрешен» груз можно забрать с СВХ, на котором он размещен. СВХ – это склад временного хранения. По прилету и снятии с борта груз размещают именно на нем. Для опасных грузов платное хранение начинается с первого дня. Для генеральных - количество дней бесплатного хранения на каждом СВХ зависят от авиакомпании и варьируется от 2 до 5 дней, не включая дня прилета.