Rectangle 33
Вход в Major Access Point

Что это?
Индивидуальный запрос

С заданными параметрами расчет выполнить не удалось. Оставьте заявку на индивидуальный расчет, мы ответим в течение часа.

+7 (800) 551-31-38
Выберите Ваш или ближайший к Вам город

Изменения в декларировании соответствия и сертификации 2021

Просмотрено 674 раз
Нет времени читать?
Содержание статьи
1 / 1

В 2020 году Межведомственный комитет национальной инфраструктуры качества объявил о разработке законопроектов, которые предусматривают важные нововведения. Они указаны в следующих документах:

  • Приказ Министерства экономического развития №877 от 30.12.2020г.
  • Приказ Министерства экономического развития №478 от 31.07.2020г.
  • Постановление Правительства РФ №1856 от 18.11.2020г.

Рассмотрим, какие изменения в декларировании соответствия и сертификации вступят в силу в 2021 году.

Указание кодов GLN и GTIN в переходный период

Приказ Министерства экономического развития №877 откладывает обязательное использование кодов GLN до 1 июля, а применение GTIN разрешено только «при наличии». Но документ не успели зарегистрировать в Министерстве юстиции к 01.01.2021г. В результате почти на месяц возникла неопределенность. Система регистрации декларации соответствия позволяла выполнить процедуру без указания GLN и GTIN. Именно так поступали многие заявители.

Ранее бизнес-сообщество обратилось к Росаккредитации и Министерству экономического развития с просьбой выделить более продолжительный период для внедрения нововведений. В ответ был разработан указанный выше Приказ №877, который откладывал обязательное использование кодов GLN до 1 июля и дал компаниям возможность подготовиться к новой системе регистрации, решить вопрос о необходимости применения GTIN. Приказ Министерства экономического развития №877 был зарегистрирован 29 января 2021 года и вступил в силу 10 февраля 2021 года.

Правила указания кодов GLN и GTIN в документации по подтверждению соответствия были закреплены не только на национальном уровне, но и в правовых актах международного масштаба. Для этого соответствующие изменения были внесены в Решение Коллегии ЕЭК №293 от 25.12.2012г.

Практика самостоятельной регистрации по ЭЦП (электронной цифровой подписи) в январе 2021 года

К 29.01.2021г. на сайте Федеральной службы по аккредитации было зафиксировано 16500 деклараций о соответствии. Эти цифры демонстрируют доступность и отсутствие сложностей в самостоятельной регистрации документов. Для процедуры необходимо установить на компьютер несколько плагинов. В интернете появляется все больше ресурсов с описанием, как самостоятельно пройти регистрацию. При наличии доступной инструкции весь процесс занимает не больше 15 минут.

Рынок предлагает пользователям три вида консультативной помощи:

  1. Передача ссылки на черновик в системе ФГИС. Партнеры, с которыми сотрудничает заявитель, самостоятельно загружают на площадку всю информацию. Пользователю необходимо получить ссылку, изучить правила применения ЭЦП, пройти на сайт ФСА и зарегистрировать декларацию.
  2. Партнер удаленно подключается к компьютеру заявителя и полностью осуществляет все необходимые действия для регистрации декларации. Это удобный способ, но он требует больше времени.
  3. Передача ЭЦП партнеру, который зарегистрирует за вас декларацию. Наименее предпочтительный вариант с точки зрения безопасности.

Функционал сервиса для регистрации деклараций нуждается в доработке. Сегодня для аннулирования старого документа необходимо прикрепить соответствующее заявление. Но не известно, кому оно должно быть адресовано. Следует отметить, что данное несоответствие не мешает аннулировать декларации, и вероятно, будет устранено в ближайшее время.

Какая ЭЦП подходит для регистрации деклараций?

Многих заявителей волнуют не только технические особенности процесса регистрации, но также вопросы по использованию ЭЦП. Без нее пройти процедуру невозможно.

Собственники и руководители бизнеса должны быть зарегистрированы на портале Единых Госуслуг и иметь «таможенную» или бухгалтерскую ЭЦП. Что делать, если ЭЦП отсутствует и нет возможности получить ее в ближайшее время?

Согласно законодательству, декларация может быть зарегистрирована на другого человека – сотрудника организации или лицо, действующее по доверенности, у которого оформлена подходящая ЭЦП. Чтобы зарегистрировать декларацию, заявитель должен зайти на портал Госуслуг и в личный профиль ФГИС.

Как выбрать корректный регламент?

Практически на каждом этапе процедуры у заявителей возникают проблемы и неоднозначные моменты. Небольшой список наиболее распространенных вопросов:

  • Как выбрать корректный регламент?
  • По каким стандартам необходимо выполнить подтверждение соответствия?
  • Как трактовать неоднозначные формулировки в декларации?
  • Какое количество образцов и испытаний следует предусмотреть?
  • Как грамотно оформить направление в лабораторию?

Чтобы избежать проблем с регистрацией декларации, необходимо заранее проконтролировать отсутствие новых стандартов и упразднение старых, учесть все изменения в законодательстве.

Данный этап работы лучше доверить опытным экспертам. При самостоятельной регистрации заявитель рискует предоставить некорректные сведения, за которые предусмотрена административная ответственность. Собственнику бизнеса придется объяснять контрольному ведомству, почему процедура декларирования была проведена с нарушением законодательных требований.

Чтобы увидеть пример нарушения процедуры, достаточно изучить открытый реестр. В нем можно найти декларацию по 037 регламенту, зарегистрированную на базе сертификата ISO. Заявителю придется отвечать перед законом за некорректный документ вне зависимости, насколько осознанным был этот шаг.

Есть ли ответственность за недостоверное декларирование?

В статье 16.2 КоАП обозначена ответственность за недостоверное декларирование, предоставление некорректных сведений и недекларирование товаров в виде административного штрафа в размере:

  • 1500-2500 рублей – для граждан;
  • 10 000-20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 50 000-300 000 рублей – для юридических лиц.

Дополнительно контролирующие органы могут изъять товар, который стал предметом правонарушения.

В статье 16.2 КоАП обозначена ответственность за несоблюдение ограничений и правил ввоза/вывоза товара между РФ и странами ЕЭС в виде административного штрафа в размере:

  • 1000-2500 рублей – для граждан;
  • 5 000-20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 50 000-300 000 рублей – для юридических лиц.

Дополнительно контролирующие органы могут изъять товар, который стал предметом правонарушения.

При выборе консультационного партнера важно обращать внимание не только на стоимость услуг, но также на квалификацию сотрудников, опыт экспертов и отзывы других клиентов. Результат погони за низкой ценой – обращение за помощью к некомпетентным специалистам и недостоверное декларирование. В большинстве случаев нести ответственность один-на-один придется собственнику бизнеса. Выбор консультационного партнера – важный подготовительный этап к декларированию.

Что делать с единичными изделиями, дорогим оборудованием и ограниченными партиями?

До введения требования об указании номера ввозной декларации на образцы владельцы бизнеса успешно решали вопрос по декларированию дорогого оборудования и единичных товаров. Что делать после изменения ситуации?

Бизнес-сообщество и контрольные структуры уже много лет обсуждают вопрос декларирования габаритных, дорогих и единичных товаров. Но решение не найдено до сих пор. Что может сделать заявитель?

  1. Передать в лабораторию образцы для испытаний. Ограничивающие факторы и недостатки подхода: нерентабельность проекта из-за необходимости закупки образцов, отсутствие в лаборатории технической возможности для проведения мероприятия.
  2. Провести на месте монтажа оборудования выездные испытания. Ограничивающие факторы и недостатки подхода: отсутствие в лаборатории мобильных устройств для проведения полноценных выездных испытаний, географическое расположение образцов, отложенная на некоторое время установка обследуемого объекта, повреждение оборудования в ходе разрушающих испытаний.
  3. Организовать испытания на территории зарубежного завода-изготовителя.

Третий вариант предлагает предпочтительный и наиболее оптимальный подход. На территории завода всегда присутствует опытный образец, на котором можно провести испытания на соответствие определенным стандартам. Данный вариант подходит для декларирования по схеме 1д и 2д.

Вопросы по применению дат изготовления образцов

В актуальных нормативно-правовых актах отсутствуют требования о дате изготовления образцов, если речь не идет о пищевой продукции. Заявитель имеет право отобрать товары даже из той партии, которая была выпущена 10 и более лет назад.

Временные ограничения также не установлены для разницы между датами проведения испытаний и декларирования. Заявитель может предоставить в качестве доказательной базы протоколы, которые были оформлены несколько лет назад. Но если контрольные органы направят отдельный запрос, владелец бизнеса должен будет аргументированно объяснить, почему данные документы, несмотря на дату испытаний, все еще подходят для регистрации декларации. Такое возможно, если завод-изготовитель не менял правила входного контроля, технологию, сырье, методы, компоненты.

Исключение медицинских изделий из Постановления 982. Нужно ли оформлять ДС?

С 1 января 2021 года для медицинских изделий, исключенных из Постановления №982, не требуется оформлять декларации ГОСТ Р. Исключение – товары, внесенные в технический регламент ТС/ЕАЭС. Для данных медицинских изделий требование о получении декларации соответствия остается обязательным.

Важные изменения в сертификации

Рассмотрим еще ряд важных нововведений в вопросах сертификации, которые необходимо учитывать в 2021 году.

Анализ производства по видео

В 2020 году была внедрена практика видеооценки условий производства и отбора образцов, но она сопряжена с множеством противоречий:

  • не каждое предприятие имеет техническую возможность организовать подобную конференцию;
  • для проведения мероприятия необходимо привлекать переводчика;
  • в архив органа по сертификации требуется передать большой объем видеоданных в моменте.

Более распространенная и удобная практика – привлечение к сертификации выездных штатных экспертов, находящихся за рубежом.

Текущая практика инспекционного контроля

Определенные нововведения были внедрены в сферу инспекционного контроля. Если раньше некоторые органы по сертификации не обеспечивали качественной проверки, то с 2021 года ситуация кардинально изменится. Контроль будет усилен и станет серьезнее. Например, если инспекционная проверка не будет организована в течение 2 месяцев с установленной даты, сертификат отправится в архив.

Как проводить инспекционный контроль для действующих сертификатов, если зарегистрировавший их орган ушел с рынка? Заявитель имеет право пройти инспекционный контроль в другом месте, но возникает несколько сложностей:

  1. Орган, выпустивший сертификат и покинувший рынок, должен заключить договор с органом, который будет проводить инспекционный контроль.
  2. Не все органы по сертификации готовы взять на себя ответственность за проведение инспекционного контроля, т.к. документ изначально мог быть оформлен с нарушениями.

Регламент проведения инспекционного контроля должен быть доработан с учетом возникающих сложностей и проблем. До этого момента многим собственникам бизнеса проще оформить новый сертификат.

Работа с лабораториями

Сотрудничество с нероссийскими и любыми недобросовестными лабораториями ЕАЭС часто рождает множество проблем. Наблюдается следующая практика:

  • От проверяющих инстанций поступает запрос.
  • Лаборатория не подтверждает выдачу протоколов испытаний и факт заключения договора с органом по сертификации.
  • К органу по сертификации приходит запрос «сообщить, как вы получили протоколы испытаний».
  • Если у заявителя отсутствует ввозная декларация и акт приема-передачи образцов в лабораторию, он не сможет отстоять свои права.

Чтобы избежать подобной ситуации, заявитель должен организовать правильный ввоз и передачу образцов на испытания в лабораторию, заключить договор с органом по сертификации без посредников, зарегистрировать декларацию в срок, когда будут реализованы испытания.

Условный выпуск ДС, ввоз оборудования в качестве образца для дальнейшей продажи

Идеальная схема ввоза образца с дальнейшей переквалификацией в товар для продажи выглядит следующим образом:

  • Товар ввозят в качестве образца и декларируют.
  • Образец передают в лабораторию для испытаний.
  • После испытания лаборатория выдает письмо о сохранении/не сохранении функциональных свойств.
  • Товар ставят на баланс предприятия и реализуют.

Что мы наблюдаем на практике? Лаборатории не готовы выдавать заключение о сохранении функциональных характеристик товара из-за разрушающих методов контроля. Без письма у предприятия возникают сложности с постановкой оборудования на баланс. Бухгалтерия не всегда готова закрыть глаза на отсутствие подтверждающего документа. Даже если эта проблема будет решена, возникнут трудности с прохождением таможни, т.к. реализовывать товар можно только после прохождения соответствия. У контрольной инстанции появятся сомнения о проведении фактических испытаний.

Процедура ввоза образца всегда должна осуществляться по указанной выше схеме. Поэтому нет смысла ввозить товар в условный выпуск.

Комментарии:

К сожалению, на данный момент комментариев нет, но Вы могли бы стать первым ...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Читайте так же
У Вас возникли вопросы?
Оставьте свою заявку, мы ответим на Ваш вопрос или дадим консультацию по нашим услугам